22.06.2010 АРТЕМ МОЛЧАНОВ: «Энергосберегающее оборудование для нефтяников»

Об инновационной политике в области энергосбережения рассказывает генеральный директор ОАО «Группа ГМС» Артем МОЛЧАНОВ.

— Артем Владимирович, какие проекты по энергосбережению в нефтегазовой сфере сейчас осуществляются Группой ГМС?

— Наша компания занимается разработкой и выпуском нового насосного оборудования для многих отраслей народного хозяйства, в том числе для нефтегазовой отрасли. Общеизвестно, что суммарные энергетические затраты на добычу, подготовку и транспортировку нефти составляют не менее 20% от добываемой нефти в пересчете на условное топливо, из них затраты по насосному оборудованию превышают 55% от суммы всех затрат. Здесь заложены большие возможности для инновационных решений. На текущий момент нами ведется большая работа для АК «Транснефть» по насосам для транспорта нефти, также мы уделяем значительное внимание насосам для поддержания пластового давления (ППД).

— В чем конкретно заключаются Ваши работы по насосам ППД в части инновационных решений, ведь это продукция, которая была освоена более 20 лет назад.

— Вы правы, и именно в связи с тем, что эта продукция выпускалась с незапамятных времен, если можно так сказать, и возникли весьма сложные проблемы. В настоящее время в России эксплуатируется более 3000 насосов ППД, из которых более 70% процентов это насосы марки ЦНС180. При этом средний возраст насосного оборудования равен 12-14 лет при нормативном сроке службы 8-10 лет, капитальный ремонт каждого из этих насосов в среднем осуществлялся не менее 10 раз. Это приводит к тому, что годовой перерасход электроэнергии, рассчитанный в среднем на один насос, составляет около 900 тыс. кВт/ч.
Задача повышения энергоэффективности насосного оборудования для ППД была поставлена перед двумя профильными предприятиями, входящими в группу ГМС: ЗАО «Нижневартовскремсервис», осуществляющего капитальный и текущий ремонт насосного оборудования и ОАО «Насосэнергомаш» — разработчика и изготовителя насосов ЦНС.

Начиная работу по совершенствованию эксплуатирующихся насосов ЦНС, мы вынуждены были выдержать ряд существенных условий:

  • полная взаимозаменяемость модернизированных насосов с эксплуатирующимися,
  • увеличение межремонтного пробега в 2,0-2,5 раза в сравнении с существующим,
  • повышение КПД насоса от 2 до 5% в сравнении с КПД насоса по НТД и более 10% в сравнении со средним КПД эксплуатирующихся насосов.
В свете этих требований нами выполнен большой объем опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
Принимая во внимание результаты энергоаудита и их выводы о том, что более половины насосов работают не в номинальном режиме, нами разработан целый ряд новых насосов «в старом корпусе».
В результате выполненных работ мы предлагаем потребителю следующие насосы: на базе традиционных насосов ЦНС 180 разработаны насосы ЦНС240-1600, ЦНС240-1900 и ЦНС210-2400, а также насосы типа ЦНС90. На базе насосов ЦНС500-1900 разработаны насосы ЦНС 630-1600, ЦНС630-1900 и ЦНС 800-1600.

Мы также предлагаем и принципиально новые конструкции насосов, которые имеют самые высокие на текущий момент энергетические параметры из аналогичных насосов:

  • насосы с двойным входом, выполненные по схеме спина к спине;
  • насосы с упорным подшипником (ресурс гидропяты увеличивается более чем в 3-5 раз) и.т.д.
ЗАО «Нижневартовскремсервис» с 2007 года выполнено более 100 капитальных ремонтов насосов с использованием проточных частей из различных конструкционных материалов. Экономический эффект от снижения потребления электроэнергии составил 350 руб./кВт.час и если учесть, что средняя мощность насоса составляет 1600 кВт, а его использование — не менее 6000 часов до капитального ремонта, можете сами определить годовой экономический эффект.
Как видите, цифры в рамках всей страны могут быть весьма значительными.

— Если такие впечатляющие результаты, то почему относительно скромные результаты по числу отремонтированных насосов? Какие причины сдерживают эту работу?

Все причины можно разделить условно на две группы — объективные и субъективные.

К объективным причинам относятся:

  • инертность техническая служб нефтяных компаний и их не всегда соответствующая уровню техническая база;
  • разделенность служб, эксплуатирующих насосное оборудование и ремонтирующих его;
  • повсеместное несоблюдение режима эксплуатации.

К объективным причинам можно отнести:

  • проведение тендерных торгов с учетом только одного основного фактора — цены на запасные части или комплекты модернизации, но не всегда дешевая запасная часть будет качественной.
По нашему мнению, коренным образом изменить эту ситуацию трудно, хотя в ряде компаний уже пришли к понимаю этих вопросов. Наиболее активно в этом направлении ведет работу ОАО «ТНК-ВР», а также ОАО НК «ЛУКОЙЛ».